А
Административный надзор - деятельность органов государственного управления по контролю за соблюдением организациями, должностными лицами и гражданами установленных государственной властью правил в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений законности в отдельных областях управления. Осуществляется органами управления отраслевой компетенции (министерства, государственные комитеты и т.д.) либо специально созданными органами (например, различными государственными инспекциями).
Акватория - (от лат. "aqua" - вода, по образу "territorium" - территория), участок водной поверхности в установленных границах района моря или порта: обычно водная часть морского порта - гавань. В состав акватории порта входят водные подходы к нему, рейд и внутренняя гавань или бассейны, в пределах которых размещены причальные сооружения и происходят разгрузка и погрузка судов. Иногда в акваторию порта включают специальные бассейны для перегрузки грузов (с морских судов на речные и обратно), а также стоянки для военных судов.
Аккредитация - аккредитовать (франц, accrediter, от латинского ad - к, для и credere - верить), подтвердить полномочия и поручиться, что действия уполномоченного не будут выходить из назначенного круга.
Аммиачная селитра - азотнокислый аммоний, аммония нитрат, NH4NO3, аммонийная соль азотной кислоты. Бесцветные гигроскопические кристаллы. Аммиачная селитра - сильный окислитель; в сухом виде взрывается от детонаторов. Выпускается трёх марок: А, Б и В. Первые две марки используют в промышленности и применяют во взрывчатых смесях (аммонитах). Марка В - эффективное и наиболее распространённое азотное удобрение, содержащее около 34% азота, обладает физиологической кислотностью. Для уменьшения гигроскопичности и слёживаемости в аммиачную селитру марки В вводят различные кондиционирующие добавки.
Аммония сульфат - сернокислый аммоний, (NH4)2SO4, соль, бесцветные кристаллы с плотностью 1770 кг/м3. При нагревании до 357°С частично разлагается с выделением аммиака. Хорошо растворим в воде (76,9 г в 100 г H2O при 25°С), в водных растворах имеет кислую реакцию. Практический интерес представляет растворимость А. с. в водном растворе аммиака, что применяется для производства жидкого удобрения. В промышленности аммония сульфат получают взаимодействием серной кислоты с аммиаком, содержащимся в газе коксовых печей, или с синтетическим аммиаком. Аммония сульфат относится к опасным грузам 9 класса опасности по перечню ООН (№3077, НУК), аварийная карточка № 905.
Аттестация (лат. attestatio - свидетельство) - определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; отзыв о его способностях, деловых и иных качествах. В ряде ведомств и организаций аттестация требуется при присвоении лицу определённого разряда, звания, ранга и т. п.
Аудиторская проверка - мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.
Б
Багермейстер - руководящий работой землечерпалки или земснаряда.
Бак - носовая часть верхней палубы, идущая от форштевня до фок-мачты или носовой надстройки. На палубе бака располагаются якорное и швартовное устройства. Для уменьшения заливания верхней палубы на баке устанавливают волноотводы и козырьки.
Балкер - специализированное судно для перевозки грузов насыпью и навалом.
Барьер - (франц. barriére) - невысокое заграждение, перегородка, препятствующие свободному проходу, проезду.
Безопасности модель - количественно-качественное описание возможного варианта построения системы безопасности, предусматривающее определение ее целей и задач, оценку возможных угроз и механизмов повышения защищенности системы и ее способности к защите от этих угроз. В области международной и национальной безопасности, предполагает учет характера отношений между государствами, уровень их военной и военно-экономической мощи, вероятную расстановку военно-политических сил и динамику их развития. Модель военной безопасности содержит описание структуры органов и механизмов обеспечения безопасности, направленности совместных и самостоятельных усилий государств по организации национальной и коллективной обороны, способов совместных и односторонних действий по предупреждению войны и устранению других угроз. Различают политические, военно-экономические и военно-стратегические модели безопасности. Между ними формируются связи, обусловливающие их согласованное функционирование. На основе моделей оценивается эффективность тех или иных систем безопасности, анализируются целесообразность и последствия тех или иных решений, которые могут приниматься в области военной безопасности. Модели используются как инструмент исследований и обоснования практических рекомендаций военно-политическому руководству государства.
Берегоукрепительные сооружения - сооружения для защиты берегов водоёмов (рек, морей, водохранилищ, каналов и др.) от разрушающего воздействия волн, течений, напора воды и льда и др. природных факторов. Берегоукрепительные сооружения возводятся для предупреждения разрушений (размывов) берегов и затоплений населённых пунктов, промышленных объектов, дорог, мостов, линий связи, ценных лесных и с.-х. угодий, культурных и исторических памятников и т.п. В курортных зонах берегоукрепительные сооружения используются для сохранения, создания и расширения пляжей. Требования, предъявляемые к берегоукрепительным сооружениям: эффективность работы и надёжность (долговечность) конструкций, простота устройства, возможность максимального использования местных строительных материалов и проведения ремонтно-восстановительных работ, экономичность. По характеру взаимодействия с водным потоком берегоукрепительные сооружения подразделяются на активные, использующие энергию потока на работу по намыву и сохранению береговых наносов, и пассивные, противопоставляющие водному потоку только прочность и устойчивость своей конструкции. К активным берегоукрепительным сооружениям на морях и озёрах относятся наносозадерживающие буны и волноломы, на реках - поперечные полузапруды, регулирующие дамбы, струенаправляющие щиты. Пассивные берегоукрепительные сооружения на морях - волноотбойные стены, наброска из крупных блоков и фигурных массивов, на реках - каменная наброска, тюфяки, габионы, бетонные и железобетонные плиты (рис.) и др. Выбор комплекса берегоукрепительных сооружений и их типов зависит от рельефа берега, его гидрогеологического режима и геологического строения, на основе технико-экономического сопоставления нескольких вариантов берегоукрепительных сооружений.
Бишофит - кристаллизованные испарения Древнего моря. Естественный минерал, залегает на глубине 1000-1700 м, добывается методом подземного растворения (выщелачивания) в артезианской воде и перекачивания при соблюдении санитарных условий. Бишофит получил свое название в честь немецкого химика и геолога Г. Бишофа, который впервые открыл его в цехштейновых соленосных месторождениях Германии. Бишофит легко растворялся, был горько-соленым на вкус. Долгое время бишофит считался редким минералом - до обнаружения его месторождений в 1930-50 гг. на Приволжской территории. Там на протяжении многих лет рабочие буровых скважин замечали, что суставы рук меньше болели, если руки мыли рассолом, добывавшимся при бурении артезианских скважин. Это обстоятельство не могло не заинтересовать специалистов-медиков. Тогда же прошли успешные испытания этого свесхкрепкого рассола бромидов и хлоридов магния, обогащенного природными микроэлементами, и было получено разрешение Минздрава на его применение в лечебных целях, что само по себе говорит о многом. Природные залежи бишофита формируются в артезианских бассейнах платформенных областей и краевых прогибов, содержащих сверхкрепление (300-500 г/дм2) хлоридные магниевые растворы. В региональном плане месторождения бишофита - твердые соли и рассолы - распространены во многих областях страны. Они представляют собой мощные залежи легко растворимых солей хлорида магния. Одни бишофитные горизонты отличаются мономинеральным свойством ("чистые") и имеют желтовато-розовый, иногда белый цвет, прозрачные, разнозернистые, с содержанием бишофита 93-96%. Другие солеродные бишофитные бассейны находятся в смеси с различными минералами (смешанные), их называют "бишофитосодержащие", например, карналлит-бишофитные породы, которые имеют розовато-буровато-желтый и оранжево-красный цвет, связанный с включением в породу карналлита, галита, кизелита и ангидрита. В этих породах определяется 36-58% бишофита. Бишофит имеет многообразный внешний вид, который зависит от цвета, прозрачности, размера бишофитовых зерен, а также минеральных примесей.
Бридель – 1) плавучая бочка с кольцом, на постоянных мертвых якорях, помещается на рейдах для укрепления судов. 2) приспособление для стоянки судов в гавани или на рейде, представляющее собой цепь, один конец которой крепится к мертвому якорю, а другой - к бочке.
Буксир (от голл. boegseren - тянуть) - самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов или др. плавучих сооружений. Буксиры бывают морские, речные, озёрные и рейдовые. По назначению буксиры подразделяются на:
- буксировщики, осуществляющие вождение на буксирном тросе;
- кантовщики, оказывающие помощь судам при их швартовке к причалам;
- толкачи - для вождения судов путём толкания;
- спасатели - для оказания помощи аварийным судам в открытом море и их буксировки в порт-убежище.
Назначение буксира определяет величину тяги на гаке и мощность главных двигателей: мелкие портовые буксиры (буксирные катера) имеют мощность до 150 квт (200 л. с.), современные буксиры-спасатели - 6-7 тыс. квт (8-9 тыс. л. с.) и более. Буксиры оборудуются буксирным устройством, представляющим собой совокупность механизмов и приспособлений, служащих для удержания и отдачи троса, с помощью которого буксир ведёт за собой др. суда, плоты и прочее. Оно обычно состоит из буксирного гака, укрепленного на шарнире и перемещающегося по буксирной дуге, буксирных арок и намётки (или серьги); вместо гака часто устанавливают буксирную лебёдку, поддерживающую постоянное натяжение троса. Буксирный гак обеспечивает дистанционную отдачу буксирного троса, а на портовых буксирах - автоматическое снижение высоты подвеса при изменении направления тяги с продольного на боковое, чтобы избежать опрокидывания.
В
Взаимодействие - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Внедрение - распространение нововведений; достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившегося производства, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки.
Вооружение - комплекс различных видов оружия и средств, обеспечивающих его применение. Вооружение включает:
- оружие -суть средства доставки и боеприпасы;
- системы его наведения, пуска, управления на траектории;
- другие технические средства.
Водоизмещение судна - количество воды, вытесненной плавающим судном. Различают объёмное водоизмещение (объём подводной части судна ниже ватерлинии) и весовое водоизмещение, равное, согласно закону Архимеда, весу судна. При постоянном весовом водоизмещении объёмное меняется в зависимости от плотности воды. Изменение весового водоизмещения судна происходит вследствие расходования топлива, провизии, боеприпасов (на военных судах), приёма и снятия грузов и пр. Наибольшее допустимое в эксплуатации водоизмещение морского транспортного судна (при осадке по грузовую марку) называется водоизмещением в полном грузу, наименьшее (без груза, расходуемых запасов, экипажа) - водоизмещение порожнём. Водоизмещение является характеристикой размера судна.
Вспомогательные суда - суда вспомогательного флота, предназначенные для обеспечения боевой и повседневной деятельности ВМФ. Вспомогательными судами являются: танкеры, ледоколы, буксиры, гидрографические суда, суда безобмоточного размагничивания, плавбазы, корабли-цели, госпитально-санитарные, аварийно-спасательные и другие суда. Кроме того, в состав вспомогательного флота входят суда морского и рейдового обеспечения.
Г
Гексан - н-гексан, насыщенный углеводород C6H14; бесцветная жидкость; tkип 69 °С, плотность 0,660 г/см3 (20 °С), показатель преломления. Ввиду низкого октанового числа (25) гексан - нежелательная составная часть синтетического бензина. Гексан содержится в значительных количествах в бензине прямой перегонки и кинг-дистиллятах нефти. В условиях ароматизации нефтепродуктов и каталитического риформинга гексан дегидроциклизуется в бензол. Изомеры гексана - 2,2-диметил-бутан (неогексан) и 2,3-диметилбутан (диизопропил) - добавки к моторному топливу, улучшающие его качество.
Гипохлориты - соли хлорноватистой кислоты HClO.
Главные размерения судна. Основные линейные размеры судна. Теоретические главные размерения: – длина L между перпендикулярами, измеряемая по продольной оси на уровне грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси вращения руля; – ширина В, измеряемая по корпусу в середине длины на уровне грузовой ватерлинии между наружными кромками шпангоутов; – высота борта Н, равная расстоянию по вертикали у борта между внутренними поверхностями горизонтального киля и палубного настила; – осадка Т, измеряемая от грузовой ватерлинии до верха горизонтального киля. Соотношения главных размерений определяют удобство размещения грузов и пассажиров и мореходные качества судна. На сопротивление воды движению судна влияет значение отношений L/B и В/Т, остойчивость судна определяется отношениями B/T и H/T, прочность и жёсткость корпуса - отношениями L/H и В/Н, грузовместимость - отношением Н/Т, и т.д. Габаритные главные размерения. - длина, наибольшая ширина, высота, наибольшая осадка (с учётом выступающих частей и дифферента судна) - определяют возможность плавания судна в ограниченных условиях (через каналы, шлюзы, под мостами, на мелководье), стоянки у причалов, постройки на стапелях, ремонта в доках и т.п.
ГМССБ - глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (Постановление правительства РФ от 03.07.97 № 813 "О создании и функционировании глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности") (англ. Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS) являет собой комплекс обязательных технических мер, инфраструктуры и правил для оказания помощи в аварийных ситуациях в мировом океане и обеспечению безопасности судоходства. ГМССБ создана на основе конвенции СОЛАС. В ГМССБ Мировой океан разбит на 4 морских района ГМССБ: А1, А2, А3 и А4. На основе современных систем связи обеспечивается радиосвязь с морскими судами в случае бедствия, обеспечения безопасности мореплавания, а также в служебных целях. Состав обязательного судового радиооборудования должен отвечать морскому району плавания, а не определяться водоизмещением или типом судна. ГМССБ состоит из следующих компонентов: – ИНМАРСАТ на основе геостационарных спутников Земли на высокой орбите, – КОСПАС-САРСАТ [1] на основе низкоорбитальных спутников Земли – аварийные радиобуи спутникового позиционирования (АРБ/EPIRB) системы КОСПАС-САРСАТ – спасательные координационные центры (RCC) – наземные системы связи Цифровой избирательный вызов (ЦИВ/DSC), радиотелефония в УКВ и ПВ—КВ диапазонах – система автоматической передачи навигационных предупреждений NAVTEX – аварийный радарный транспондер SART
Морские районы ГМССБ
А1 - морской район ГМССБ в пределах действия по крайней мере одной береговой УКВ радиостанции, обеспечивающей постоянное наблюдение в режиме ЦИВ на канале 70 и связь по УКВ-радиотелефону на 16-м канале. (Приблизительно 30 морских миль от береговой радиостанции).
А1 - морской район ГМССБ в пределах действия по крайней мере одной береговой УКВ радиостанции, обеспечивающей постоянное наблюдение в режиме ЦИВ на канале 70 и связь по УКВ-радиотелефону на 16-м канале. (Приблизительно 30 морских миль от береговой радиостанции).
А2 - морской район ГМССБ, за исключением района А1, в пределах действия по-крайней мере одной береговой ПВ радиостанции, обеспечивающей постоянное наблюдение в режиме ЦИВ на частоте 2187,5 кГц и связь по радиотелефону на частоте 2182 кГц. (Приблизительно 150-200 морских миль от береговой радиостанции).
А3 - морской район ГМССБ, за исключением районов А1 и А2, в пределах действия системы ИНМАРСАТ, т.е. между 70°N и 70°S.
А4 - оставшаяся часть Мирового океана, за исключением районов А1, А2 и А3 (приполярные шапки).
Грейфер (нем. Giecifer, от greifen - xватать) - грузозахватное приспособление подъёмных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек, снабженное поворотными челюстями для захвата груза. Грейферы применяют для перегрузки и транспортирования на небольшие расстояния сыпучих и кусковых грузов, лесоматериалов и др. Грейфер для сыпучих грузов работает по принципу подгребания и захвата груза. Для лучшего забора груза челюсти грейфера снабжены зубьями. Наиболее распространены грейферы для сыпучих грузов ёмкостью 0,8-1,2 м3. Г. для лесоматериалов (брёвен, балансов, дров и т. д.) по устройству аналогичен Г. для сыпучих грузов, но имеет челюсти специальной конструкции - каждая состоит из двух когтей, отогнутых вниз и соединённых балкой. Применение грейферов позволяет полностью автоматизировать операции захвата и освобождения различных грузов.
Громкоговорящая связь (ГС) - двусторонняя громкоговорящая связь, вид проводной внутриучрежденческой связи для оперативной передачи информации - вызова, распоряжения, доклада, сообщения. Используя внутренние, специально проложенные линии связи, ограничивающие круг абонентов, ГС позволяет быстро и просто соединить, например, директора завода с начальниками цехов, заведующего отделом с начальниками лабораторий и т.д. Различают симплексную и дуплексную системы ГС. При симплексной системе информация передаётся по линии лишь в одном направлении - один абонент говорит, а другой только слушает. Простейшая симплексная система ГС состоит из микрофона, усилителя, громкоговорителя и проводной линии связи. Если же на передающей стороне установить громкоговоритель, а на приёмной - микрофон, то можно, попеременно переключая вход и выход усилителя, вести разговор в обоих направлениях. Простейшая дуплексная система ГС состоит из двух приёмо-передающих устройств, включающих микрофоны с усилителями передачи, громкоговорители с усилителями приёма и устройство автоматического переключения направления связи (или дифференцирующее устройство). При этом оба абонента могут одновременно говорить и слушать, как в обычном телефоне. ГС используется в государственных и общественных учреждениях, научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, заводоуправлениях, а также на производственных участках с повышенным уровнем шума.
Грузоподъемность судна - масса (в тоннах) различного рода грузов, которые может поднять судно при погружении по грузовую марку. Грузоподъемность судна зависит от времени года и района плавания. Различают полную и чистую грузоподъемности.